24.03.2021
Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях
800x600
Normal
0
false
false
false
EN-US
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Calibri",sans-serif;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";}
Гражданам нашей страны
предоставлена возможность выражать свое мнение и гражданскую позицию различными
разрешенными способами.
Порядок
проведения массовых мероприятий регламентирован Законом Республики Беларусь «О
массовых мероприятиях в Республики Беларусь» от 30.12.1997 года №114-З (в
редакции закона от 17.07.2018).
Настоящий
Закон устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь
собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных
массовых мероприятий и направлен на создание условий для реализации
конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и
порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных
местах.
Свобода
массовых мероприятий, не нарушающих правопорядок и права других граждан
Республики Беларусь, гарантируется государством.
Согласно
статье 2 данного Закона под массовым
мероприятием понимается собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация,
пикетирование и иные массовое мероприятие;
Иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное
мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не
предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;
Собрание -
совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом
либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного
обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;
Митинг -
массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом,
собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям
(бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а
также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;
Уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей
части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания
к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических
настроений либо протеста;
Демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей
части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с
использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях
привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих
общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов,
транспарантов и иных средств;
Пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических,
групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе
путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования
плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается
совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном
месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения
заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную
компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного
выражения своих общественно-политических интересов или протеста;
Организаторами собрания, митинга,
уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие
до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества
предполагаемых участников могут выступать граждане
Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие
восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном
качестве в заявлении (уведомлении) о проведении массового мероприятия и
принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению в
соответствии с настоящим Законом, а также политические партии, профессиональные
союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в
установленном порядке, за исключением организаций Республики Беларусь,
деятельность которых приостановлена в соответствии с законодательными актами.
Организаторами
собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором
предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические
партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.
Заявление о проведении
массового мероприятия подается его
организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории
которого планируется проведение массового мероприятия
Если
массовое мероприятие намечается проводить на территории нескольких
административно-территориальных единиц либо предполагаемое число участвующих в
нем будет превышать 1000 человек (для собраний, митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования) или 1500 человек (для иных массовых мероприятий),
заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет.
Заявление
подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты
проведения массового мероприятия
Руководитель местного
исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны
рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения
массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору
(организаторам) о принятом решении.
Поэтому в
настоящее время не следует идти на поводу у так называемых «диванных» блогеров, зачинщиков "мирных акций
протеста", которые позиционируют себя разоблачителями власти и
пренебрегают при этом не только этическими, но и правовыми нормами.
Любое несоблюдение
требований закона о массовых мероприятиях влечет ответственность –
административную либо уголовную, как бы не называли такую акцию организаторы.
Гражданам, не желающим
участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными,
дабы не стать соучастниками правонарушений. З а
нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного
шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий,
наступает ответственность по ч.1 ст.24.23
Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) (до 01.03.2021 по ст.23.34) в
виде штрафа до 100 базовых величин, общественных работ или ареста.
Некоторые из
уже привлеченных к ответственности высказывали недоумение: «Ничего не делал,
только стоял среди других..» Но даже и это расценивается законом, как участие в
несанкционированном мероприятии.
Более строгое
наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции повторно в
течение года или за вознаграждение. По ч.3,5 ст. 24.23 КоАП его ожидает штраф
до 200 базовых величин, общественные работы или административный арест до 30
суток.
Если же участник
«мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при
исполнении ими служебных полномочий, то его действия или бездействие, к примеру, невыполнение требования разойтись,
образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.24.3
КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при
исполнении им служебных полномочий) влечет ответственность до 100 базовых
величин.
Зачастую
организаторы массовых беспорядков используют пассивных наблюдателей,
несовершеннолетних в качестве своеобразного инструмента достижения своих целей,
учитывая психологию толпы и направляя ее стихийное поведение в необходимое им
русло.
Кроме того за
совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной
безопасности Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает строгие меры ответственности.
Так, организация
массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами,
уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на
основании ч.1 ст. 293 УК неминуемо
повлечет за собой наказание в виде
лишения свободы на срок до 15 лет, а
участие в совершении таких действий - в
виде лишения свободы на срок от 3 до 8
лет.
Если при проведении
массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности
наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или
нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369 3 УК за такие деяния назначат наказание в
виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на
тот же срок.
За организацию и
подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное
участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям
представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий,
учреждений и организаций грозит лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).
Суровые меры
ответственности вплоть до лишения свободы могут быть назначены за сопротивление
сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими
обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие
либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел
или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).
Случаи публичных призывов
к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики
Беларусь, измене государству, совершению
акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда
национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов,
содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности
по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием средств
массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена безальтернативная уголовная ответственность в
виде лишения свободы на срок до 5 лет.