Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231471, г. Дятлово,
ул. Ленина, 18
Электронная почта:
isp@dyatlovo.gov.by
Телефон: (8-015-63) 2-17-64
Факс: (8-015-63) 2-13-98

Режим работы:
понедельник - пятница
с 8.00 до 13.00
с 14.00 до 17.00
выходные дни - суббота, воскресенье

К 90-летию прокуратуры Республики Беларусь

В преддверии празднования 90-летия образования органов прокуратуры Республики Беларусь хотелось бы рассказать об истории создания прокуратуры, формах и направлениях работы в настоящее время, о коллективе, достигнутых результатах и проблемах.

Образование прокуратуры как государственного органа

В странах Европы учреждение прокуратуры относится к XIV—XIX векам. Впервые в Европе прокуратура была учреждена во Франции ордонансом короля Филиппа IV от 25 марта 1302 г. Прокуратура во Франции первоначально создавалась для защиты прав короля, короны и надзора за нерушимостью королевских владений.

В 1586 г. во Франции был принят закон об организации и деятельности прокуратуры. В сферу полномочий прокурорского надзора были включены:

- деятельность прокурора административно-политического характера;
- надзор за производством следствия;
- деятельность судебно-правовая (уголовные и гражданские дела).

В последующие периоды прокуратура Франции претерпела существенные преобразования (1789-1810 гг.). Она послужила прообразом прокуратуры России и является до настоящего времени эталоном прокуратуры западных стран.

В России прокуратура была учреждена указом Петра I от 12 января 1722 г. прокуратура создавалась в России как представительный орган, прежде всего, императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями правительствующего сената, других центральных и местных учреждений.

В указе Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» были определены основные задачи, а также принципы организации и деятельности прокуратуры. Возглавляемая генерал-прокурором система прокуратуры состояла из подчиненных ему прокуроров коллегий сената, провинций и при надворных судах.

Прокуратура вела постоянное наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей органами, предлагала нарушителям закона устранять нарушения и опротестовывала незаконные решения. На нее были возложены также надзор по арестантским делам и наблюдения за интересами казны.

После смерти Петра I, в годы царствования Екатерины I, должность генерал-прокурора была упразднена, что имело своим последствием почти полное умаление роли прокуратуры. Царица Анна Иоанновна после вступления на престол указом от 2 октября 1730 г. восстановила органы прокуратуры. В годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны позиции прокуратуры еще более укрепились.
При Екатерине II, вступившей на престол в 1762 г., институт прокуратуры получил дальнейшее развитие. К концу царствования Екатерины II он стал органом государственного управления с довольно широкой компетенцией. В царствование Екатерины II происходит резкое возвышение генерал-прокурора над другими должностными лицами и учреждениями. Генерал-прокурор получает возможность существенно влиять на законодательную практику и весь ход управления. Екатерина II фактически сделала генерал-прокуратуру самостоятельным органом, действующим не только вместе с сенатом, но и помимо сената.
При Павле I, вступившем на престол после смерти Екатерины II, происходит сокращение численности органов прокуратуры. В связи с закрытием верхних земских судов, верхних управ и губернских магистратов были упразднены и состоявшие при них прокуратуры. Умаление роли прокуратуры происходило и при Александре I. Были значительно сокращены функции генерал-прокурора.
Судебная реформа 1864 г. создала новый тип российской прокуратуры. Пореформенная российская прокуратура и все состоявшие в ней «лица прокурорского надзора» входили в судебное ведомство и действовали «под высшим наблюдением» министра юстиции, являвшегося «генерал-прокурором». Прокуроры «состояли при судебных местах», предмет их занятий ограничивался «делами судебного ведомства». Данные формулировки правовых норм не означали, что прокуроры в какой-то мере были подконтрольны судам.

Пореформенный прокурор в соответствии с законом наблюдал за соблюдением правил внутреннего устройства и делопроизводства в судебных местах, сообщал председателям судебных мест или вышестоящим прокурорам обо всех замеченных им упущениях в деятельности этих мест или должностных лиц судебного ведомства, участвовал в рассмотрении дисциплинарных дел в отношении таких лиц и опротестовывал решение по ним в вышестоящий суд.

В сфере уголовного процесса закон возлагал на прокуроров постоянное «наблюдение» за производством предварительного следствия судебными следователями, подчинял им полицейское дознание, наделял их правом возбуждать уголовные дела и требовать «начатия следствия».

Судебная реформа 1864 г. фактически закрепила длившееся с начала столетия постепенное свертывание деятельности прокуратуры и как органа управления, и как органа надзора. Прокуратура ограничивалась в своей деятельности «делами судебного ведомства». Этот объем полномочий прокуратуры царской России практически оставался неизменным вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Дореволюционный институт прокуратуры был упразднен декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде». Дореволюционная прокуратура упразднялась без замены ее новой советской прокуратурой. Декретами о суде, принятыми в 1918 г., иными правовыми актами была предпринята попытка решить проблему выполнения функций упраздненной прокуратуры другими органами. Наблюдение за расследованием преступлений и исполнением приговоров было отнесено к компетенции вновь созданных судов. В соответствии с декретом № 1 «О суде» обвинителями могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Декрет № 2 «О суде» ввел, наряду с общегражданским, общественное обвинение, которое осуществлялось членами коллегий правозаступников при местных Советах. Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. поддержание обвинения в суде было возложено на членов коллегии правозаступников, которые избирались исполкомами местных Советов и получали зарплату как должностные лица. Таким образом, вводилось государственное обвинение в суде. Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. были учреждены коллегии обвинителей при отделах юстиции, члены которых назначались губисполкомами.

После окончания гражданской войны создание специального государственного органа, который мог бы обеспечить проведение в жизнь единой законности, независимо ни от каких местных влияний, имело первостепенное значение. В конце 1921 г. по указанию В.И. Ленина в советских республиках началась подготовка проекта закона об учреждении прокуратуры. Проект закона разрабатывался народными комиссариатами юстиции.

26 мая 1922 г. на III сессии ВЦИК РСФСР IX созыва было принято Положение о прокурорском надзоре, чем было положено начало образования прокуратуры в государстве.

Институт прокуратуры после Октябрьской революции в Беларуси возник в начале 1922 г. в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии, согласно которым был создан специальный орган охраны революционной законности.

Положением о Народном комиссариате юстиции БССР, утвержденном Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 г., при судебных органах республики устанавливались должности прокурора Кассационного трибунала, прокурора Революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах. Обязанности прокурора Кассационного трибунала выполнял нарком юстиции, который назначался Президиумом ЦИК БССР по представлению Совнаркома республики. Нарком юстиции (он же прокурор Кассационного трибунала) назначал прокурора Революционного трибунала. Товарищи прокурора по представлению прокурора Революционного трибунала утверждались в должности наркомом юстиции (прокурором Кассационного трибунала). В марте 1922 г. для руководства осуществлением прокурорского надзора в аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом и двух товарищей прокурора. Этот отдел инструктировал и контролировал деятельность товарищей прокурора в уездах, анализировал и обобщал данные об их работе, проводил совещания и т.д.
В это же время отделы охраны революционной законности были созданы и на местах — в пяти уездах республики (Борисовском, Бобруйском, Игуменском (ныне Червенском), Мозырском и Слуцком). Уездные отделы охраны революционной законности состояли из одного- двух народных следователей, секретаря делопроизводителя и курьера.

Таким образом, в Белоруссии уже впервые месяцы 1922 г. были заложены организационные основы института прокурорского надзора. В центре и на местах организационно оформилось создание органов охраны революционной законности, выполнявших прокурорские функции. С момента основания в республике органов охраны революционной законности начали формироваться основные направления прокурорского надзора: надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, надзор за законностью в судебной деятельности, за законностью исполнения приговоров, общий надзор.

На третьей сессии ЦИК БССР 26 июня 1922 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в Белорусской ССР, которое закрепляло сложившуюся систему органов прокуратуры БССР. Отдел охраны революционной законности НКЮ БССР был переименован в отдел прокуратуры, а должность Прокурора Кассационного трибунала — на должность Прокурора республики. Положением на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий государственных учреждений, общественных организаций, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

Постановлением Президиума ЦИК БССР от 4 августа 1922 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата юстиции БССР «О правах и обязанностях помощников Прокурора республики». В ней указывалось, что для осуществления возложенных на прокуратуру обязанностей помощникам Прокурора республики предоставлено право присутствовать на заседаниях всех местных органов власти и знакомиться с делами любого государственного учреждения и всех общественных и частных организаций, требовать по любому делу все необходимые сведения как от органов дознания и следствия, так и от других органов Советской власти.
30 декабря 1922 г. на 1 съезде Советов СССР Беларусь была принята в состав Советского Союза. На съезде были приняты Декларация и Договор об объединении РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР в единое федеративное государство - СССР. 6 июля 1923 г. на второй сессии ЦИК СССР была принята и введена в действие Конституция СССР.

В связи с этим начался процесс организационного преобразования прокурорского надзора в СССР, который окончательно завершился в 1936 г. созданием единой централизованной в масштабе всего Советского Союза системы органов прокуратуры. Первым шагом на этом пути было образование Прокуратуры Верховного Суда СССР.

Становление органов прокуратуры Республики Беларусь

27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР», а 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон, в соответствии с которым бывшая БССР получила название «Республика Беларусь».

После объявления политической и экономической независимости Беларуси началась работа по формированию органов власти и управления суверенного государства. В условиях радикальных преобразований возникла задача пересмотра, кодификации и систематизации законодательства.

15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь была принята Конституция Республики Беларусь, в которую впоследствии были внесены изменения и дополнения, принятые на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Новая редакция Конституции внесла некоторые изменения в порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Республики Беларусь. В сравнении с Конституцией от 15 марта 1994 г., по которой Генеральный прокурор избирался на должность и освобождался от нее Верховным Советом Республики Беларусь, новая редакция закрепляет, что Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики (п. 9 ст. 84, ст. 126) и освобождается от должности также Президентом, но уже с уведомлением Совета Республики (п. 11 ст. 84).
Кроме того, по Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г., Генеральный прокурор обладал правом законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Беларусь (ст. 90). Новой же редакцией Основного Закона от 24 ноября 1996 г. Генеральный прокурор лишен такого права. Право законодательной инициативы принадлежит органам и лицам, указанным в ч. 1 ст. 99 Конституции.
В соответствии со ст. 126 Конституции прокуратура определена как единая централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Согласно ст. 128 Конституции компетенция, организация и порядок деятельности определяются законодательством.

29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», в который вносились изменения и дополнения законами от 6 октября 1994 г., от 3 марта 1995 г., от 3 мая 1996 г., от 20 июня 1996 г.

В этом Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура была названа как самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов, определены цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, система и организация органов прокуратуры, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры, предусмотрено разрешение других вопросов, относящихся к кадрам органов прокуратуры, а также иных вопросов организации и деятельности прокуратуры.

8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», в связи с чем указанный выше Закон от 29 января 1993 г. утратил силу.

В новом Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.